№ 62 от 28 апреля 2006 г.

КТО ПРИЮТИТ ВЫПУСКНИКА?

В одноименной статье, размещенной в “Рабочей газете” от 7 февраля,
автор затрагивает важную и болезненную для молодых специалистов проблему.

Я 38 ЛЕТ работаю в школе и не понаслышке знаю, как там сегодня нужны молодые кадры. Но выпускники педагогических вузов неохотно связывают свою судьбу с воспитанием и учебой детей. И, заверяю вас, не только из-за невысокой зарплаты и отсутствия социальных гарантий, цивилизованных бытовых условий.

Всегда ли ожидают в школе молодого специалиста, радушно ли встречает его педагогический коллектив и не становится ли вчерашний студент на пути тем, кто уже на пенсии и продолжает работать, или для педагогов предпенсионного возраста? На все вопросы сложно ответить утвердительно, и в этом я лишний раз убедилась на горьком опыте своей дочки.

Она закончила Дрогобычский педагогический институт по специальности учитель начальных классов (вторая — хореограф). Найти работу по основной специальности в Дрогобыче не удалось, поэтому дочка устроилась хореографом в одну из сельских школ района. На работу добиралась двумя маршрутками, а получила в Модрычской школе лишь четыре часа занятий в неделю. Ее работу в основном оплачивали почему-то родители детей, которые занимались в хореографическом кружке. На руки дочка получала сущие копейки. Но это ее не останавливало, потому что она любит работать с детьми.

Спустя некоторое время ей дали четвертый класс, правда, малокомплектный. В следующем году за ней закрепили первый класс, и опять малокомплектный, хотя в школе были и полноценные классы, где учителя имели полную нагрузку. Но она молодой специалист (какая же ее в том вина?), и ей досталось лишь 16 часов в неделю, оплачивали из них, тоже непонятно почему, только 11.

Классное руководство вообще не оплачивалось. Надлежащую дочке оплату, похоже, получал кто-то другой, кто собирался в 2006 году выйти на пенсию. Я понимаю: каждый человек заслуживает достойной пенсии. Но почему именно за счет молодых? Разве это справедливо? Тогдашняя зарплата у дочки едва достигала 230 грн. Много ли позволишь себе, еще и будучи молодым, на эту сумму? Из нее еще ежемесячно нужно высчитывать 30 грн на проезд. И в список на получение льгот при оплате коммунальных услуг юную учительницу районный отдел образования забыл внести. Вот такое внимание и беспокойство о молодом специалисте.

Чтобы как-то ее поддержать, я обратилась за консультацией в Министерство образования и науки. Узнав об этом, директор выставил начинающую учительницу перед педагогическим коллективом, с тем чтобы она отчиталась, зачем пожаловалась в министерство. Конечно, дочка ничего не смогла объяснить, потому что не знала о моем обращении в столицу.

Боюсь, что таким отношением к ней старшие коллеги надолго, и дай боже, чтобы не навсегда, отбили у нее желание работать в школе. Хотя детей и занятия с ними она любит, потому что это у нас семейная традиция (в семье есть несколько учителей). Как досадно, что не на высоте оказалась и завуч школы, которая вместо того, чтобы поддержать юную коллегу, вникнуть в ее проблемы и помочь их решить, открыто стала демонстрировать недовольство юной учительницей.

В январе этого года дочка таки написала заявление на увольнение. И настоящим шоком для нее стала запись в трудовой книжке: “Принята на работу и уволена хореографом”. А о полутора годах работы учителем в начальных классах ни единого слова. Это уже позже директор школы
И.М. Заец написал справку, что дочка (с сентября 2004 по январь 2006 г.) работала учителем.

Вот такой горький опыт первого рабочего места у моей дочки.

Все мы предпринимали когда-то первые профессиональные шаги, и не у всех они были уверенными и правильными, но старшие коллеги, опытные наставники помогали поверить в себя, советовали, подсказывали, а то и просто подставляли свое плечо в критические моменты. И земной поклон им за это. Но, как видим, не всем везет на таких людей. И не во всех школах рады и ожидают молодых специалистов, хотя омоложение педагогических коллективов едва ли не самая неотложная потребность отрасли.

Не хочется думать, что мою дочку львовяне не приняли в свой коллектив только потому, что она из Восточной Украины. И тем не менее ее не защитил ни местный профсоюз, ни районный отдел образования, ни учителя — опытные коллеги, и даже не попробовали понять.

Профессия учителя давно потеряла престиж среди молодежи. Даже выпускники педагогических вузов и факультетов, как это ни парадоксально, часто обходят школу стороной. Чему удивляться: зарплата начинающего учителя не обеспечивает элементарных условий для проживания. К этому прибавьте еще и неполную нагрузку, и безразличное отношение педагогического коллектива. Так имеем ли мы право после этого осуждать их?

Луганская область.