№ 160 от 03 сентября 2008 г.

Учение вместо мучения

Учение  вместо  мучения

Эта часть публикаций из дневника жительницы Фастова посвящена учебным проблемам, которые возникают почти
в каждой семье, где есть дети-школьники.

Вторник,  15  января

ЗИМНИЕ каникулы пролетели быстро. И я немного отдохнула от бесконечных школьных забот. Теперь они навалились снова. Хотя у меня эти хлопоты пока не столь тяжелые, как у двоюродного брата.

Его 15-летняя Оксана совсем отбилась от рук. Ничего по дому не делает, в магазин, как ни проси, не сходит. Придет из школы, поест и бросает грязную посуду в раковину — мама вымоет. Брат с женой и готовы бы освободить ее от всех домашних дел, только учись. Но ведь она и уроки делать не хочет. Весь досуг — телевизор и телефон. Брат особо волнуется, потому что не за горами окончание школы. Как сдаст выпускные экзамены, какой будет аттестат, какие вообще знания осядут в голове? И вот братик мой каждый день звонит с работы домой, спрашивает, села ли дочка за учебники. Ее обычный ответ: “Тебя жду”.

После работы в транспорте Сергей штудирует учебник химии, по которой Оля особенно отстает. После ужина зовет ее заниматься, начинает объяснять формулы. Оле все это не нравится, она начинает реветь,.. и занятия заканчиваются. Вчера после одной такой истерики брат позвонил мне и попросил найти хорошего репетитора.

— Ремня ей надо, а не репетитора, — ответила я. — Ее саму надо заставить учиться. А получается, что ты вместо нее проходишь школьный курс. У нее-то самой в голове по-прежнему пусто. И в институте за нее будешь учить?

— Да хоть бы она туда еще поступила! — вздохнул замученный папа.

Суббота,  29  февраля

Конфликты в семье брата нарастают. Сегодня он звонил мне в конец расстроенный. Из-за дочери и с женой поругался. Та махнула рукой на Олю и сказала: “Я отключаюсь, тебе жить!” Может, и правильно. Я вот часто думаю, почему мы так волнуемся за детей, что не даем им шагу ступить. А главное, обжечься. Не встает утром в школу, опоздает на уроки? Ну и пусть. Пусть отругает в школе учитель, а не мы, родители. Не написал сочинение? Пускай получает то, что заслужил. Детям ведь нужен и отрицательный опыт. На наших ошибках они не научатся. Только на своих.

Так вот брату я посоветовал сходить к психологу. Сама-то я давно протоптала туда дорожку. И советы специалиста мне во многом помогают. Но Сергей сказал, что “позориться не пойдет”, просил меня сходит и все выяснить.

Я побывала на приеме у психолога. Услышала много интересного. Кое-что законспектировала. А как же! Мой сын Даня пока учится с интересом, но он в начальной школе. А как повзрослеет, что будет?

В самом деле, брат поступает в принципе не верно. Готовя уроки за Олю, он наносит ей вред. Психолог даже привела пример из жизни, когда одни родители так же мучались, но все же дочь более-менее успешно “выпустили” из школы, потом “впихнули” в педагогический вуз, где маленький конкурс. Но там девушке было совсем не интересно, и после первого же курса она учебу бросила.

Папы и мамы, которые вот так полностью поглощены жизнью ребенка, и сами живут с трудом. Они вымотаны, у них нет сил и времени на личную жизнь, они никуда не ходят, нормально не отдыхают. Потому что тянут воз “против течения”. А надо, чтобы ребенок учился по собственному желанию, в соответствии со своими интересами, чтобы его “лодка” плыла по реке свободно, весело. Как в одной пословице: “Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить”. И чем настойчивее не в меру активные родители вдалбливают “неинтересную” науку в голову дитяти, тем более сильный отпор получают в ответ. Это — закон, который действует не только в физике: действие равно противодействию. Жизнь детей превращаем в ад, и сами живем как в аду.

У известного журналиста и педагога Симона Соловейчика есть книга “Учение с увлечением”. Личный интерес — вот единственный способ, который стимулирует ученика самостоятельно добывать знания. А родителям надо присмотреться к сыну или дочке и развивать то, что ребенка увлекает. Дать возможность заниматься сыну или дочке своим хобби, всемерно способствовать этому, помогать, хвалить, что-то делать совместно. Но не высмеивать то или иное увлечение, даже если оно кажется вам пустячным, примитивным. Ведь для ребенка-то оно очень важное! Он держится за это.

Та же женщина-психолог рассказала мне такой случай. Один отец постоянно ругался с подростком-сыном из-за того, что тот громко крутит песни, да еще иностранные. Конфликты месяц от месяца росли, взаимопонимания не было. И вдруг отца осенило. Он купил словарь английского языка и предложил сыну переводить текст “непонятных” песен. Мальчик стал убавлять звук, когда прослушивал записи, выписывал слова, переводил. Отец ему помогал. И так этим мальчик увлекся, что по английскому стал в школе получать отличные оценки, поступил в лингвистический вуз, теперь работает переводчиком в крупной фирме.

Вторник,  8  апреля

Недавно зашла в гости соседка и говорит, что ее лоботрясы просили купить дорогой компьютер. Тогда, мол, будут хорошо учиться. И они с мужем, заняв денег, пошли в магазин и действительно купили новейший компьютер. Но прошло почти полгода, а оценки у мальчиков не улучшаются. Все так же равнодушны к учебе, свободное время проводят за компьютерными играми и в Интернете.

Когда я училась в школе, мои родители пытались меня и сестру приучить к чтению. Мама предложила читать книги “за деньги”. Так, мол, делается в Америке. Папа тут же установил тариф: за фантастику — немного, за классику — больше, за духовную литературу — самая большая цена. Помню, мы очень с сестрой увлеклись, читали наперегонки. Я всегда “зарабатывала” больше. Но через некоторое время это нам так надоело, что ни за какие вознаграждения мы не соглашались читать. Вообще охладели к книгам. Сейчас, вспоминая, думаю, почему так произошло? Ответ нашла в педагогическом журнале.

Такой путь опасен. Если взамен тому, что ребенок обязан делать, родители предлагают деньги, вещи, прогулки и какое-то другое привлекательное вознаграждение, желаемого они не достигнут. Сын или дочка будут себя вести по-прежнему и лишь просить все большей и большей “платы”. Психологический механизм тут таков: человек успешно занимается только тем, что выбрал сам. Если же получает за это оплату в каком-либо виде, его энтузиазм угасает. Он не “творит”, а “зарабатывает деньги”. Это хорошо было доказано во время эксперимента с двумя группами студентов. Одни просто решали сканворды, другие — за деньги. Скоро те, кто ломал головы за гривны, охладели к игре. Остальные продолжали увлеченно исписывать ответами клеточки в журналах.

Работа “по заказу” часто губительно действует на творчество поэтов, музыкантов, художников. Ярчайший пример тому — Моцарт, который первый в мире перешел на гонорары, отказавшись от службы у графа и, соответственно, гарантированного заработка, чем вызвал сильное недовольство своего отца. И хотя Вольфганг часто сидел без денег, но произведения его бесподобны. Не зря еще при жизни его называли “Бог музыки”.

Точно так же и в школе дозированные порции учебного материала, которые надо обязательно вызубрить, чтобы потом ответить на оценку, у ребят не вызывают энтузиазма. Потому что здесь нет внешнего побуждения, нет личной захватывающей увлеченности. А чрезмерное давление учителей, которые не способны заинтересовать детей своим предметом, сводят на нет природную любознательность школьников. Они ее удовлетворяют в другом месте и другим путем.