№ 156 от 28 августа 2008 г.

«Швейники меня поймут»

«Швейники меня поймут»

Наталья Горбатюк, директор Киевского высшего профессионального училища швейного и парикмахерского искусства, из тех, кто вечно в поиске. Как-то коллеги сказали ей: “Ты уже столько работаешь директором, что пора в этой должности уметь отдыхать”. Но отдыхать у нее не получается. Возможно, этому мешает ее комсомольская закваска. Два года Наталья Аркадьевна была комсоргом училища, потом десять лет — заведующей сектором профтехобразования Киевского горкома комсомола. А может, дело просто  в том, что она очень любит свое дело.

— Легкой, безмятежной жизни у меня не было, — рассказывает Горбатюк.— Ни когда работала в ателье и училась на вечернем отделении Киевского технологического института легкой промышленности, ни теперь. В этом училище я с 1 января 1989 года.

— То есть устроились накануне распада Советского Союза.

— Все мы переживаем периоды каких-то больших изменений: государство ломается, система профтехобразования реорганизуется, что-то происходит в личной жизни. Профтехобразование пережило много всяких катаклизмов. Больше, чем другие ветви просвещения. В ходе перестройки экономики вдруг оказалось, что на предприятиях нет рабочих, и проф­техобразование почему-то зачислили в ряд виновников этого дисбаланса. Но ведь система обучения никогда сама по себе не поднимет экономику. Все как раз наоборот.

Нас критикуют за то, что готовим только обслуживающий персонал — поваров, парикмахеров, официантов. Но 5-7 лет назад руководство города говорило о том, что Киев — это культурный, исторический, туристический центр и крупные предприятия будут выведены за черту города, зато активно начнет развиваться сфера обслуживания. И потому не удивительно, что не только мы специализируемся в этом направлении. Наше училище было образовано в 1997 году от слияния двух ПТУ — № 46 и 50. В первом всегда учились будущие парикмахеры и портные. А “пятидесятка” традиционно готовила швейников. Март 1945 года, фабрика “Детодежда” — вот наши корни. Это была также Всеукраинская школа переподготовки закройщиков и парикмахеров. Между прочим, Михаил Воронин дважды выпускник нашего училища: в свое время он учился на портного в профтехшколе швейников на Подоле, а потом уже зрелым профессионалом — на закройщика в нашем училище. Главный конструктор швейной фабрики “Воронин” Андрей Пономаренко — тоже наш выпускник. В 2003 году мы получили статус Высшего профессионального училища швейного и парикмахерского искусства.

— Есть чем гордиться.

— У нас хорошие мастера, испытанная система подготовки. Как никто другой, мы даем ребятам возможность за время учебы отработать практически все приемы. Нас критикуют за старое оборудование. Но ведь мы покупаем и новое. Родители помогают, организации-партнеры. Но те же швейники меня поймут. Ведь машина 22-го класса шьет все! И для новичка хороша тем, что тихоходна. По скорости она в три раза уступает современному промышленному оборудованию. Но ученик должен привыкнуть к простому, а потом перейти к более сложному.

В 2003 году я была в Польше в составе делегации Академии педагогических наук Украины. Мы посетили учебный Центр металлообработки. В нем станки самые разные — и довоенные, и новые. В определенные дни ребята из разных училищ приходят и работают тут. Осваивают все — от простого оборудования до станка с компьютерным управлением. Я считаю, что так и должно быть: тогда лучше можно оценить преимущества новой техники.

— Вы готовите и поваров- кондитеров. Почему? В стране кризис “швейного жанра”?

— Пять лет назад открыли подготовку кулинаров, потому что спрос на них огромный. Идет быстрое развитие ресторанного бизнеса, мы  гибко реагируем на новые потребности города. А отсутствие большого числа желающих учиться на швейника вызвано экономическим фактором. Фабрики “Ласточка” нет, “Украины” тоже. Они исчезли бесследно. Фабрика “Дана” — за городом. “Юность” — наша родная фабрика — переехала в Боярку. Вот вам и кризис. Кроме того, у молодежи конвейерный принцип работы крупных предприятий не популярен. Во-вторых, зарплата швеи крайне мала, а работа трудоемкая, сложная. Если предприятие работает серийно, то надо ждать, пока продукция будет реализована.

— А в магазинах обилие иностранных товаров...

— Конечно! И будет еще больше. Но талантливых модельеров и портных в Украине тоже много, в том числе из закончивших профессионально-технические училища. В стране появилось много новых предприятий и ателье, с которыми нам интересно работать. Они создают хорошие условия для выпускников, обеспечивают полный социальный пакет. А современная молодежь хочет хорошо зарабатывать и сразу хорошо жить. Так они устроены. И не учитывать этого нельзя. Поэтому повторяю: силами одного профтехобразования экономику не поднять.

— Что надо сделать? Как заинтересовать работодателей?

— Как коммунизм нельзя построить в отдельно взятой стране, так и в нашей системе нужны общие усилия. Мы сейчас создаем Совещательный комитет, который помогал бы училищу. В него войдут прежде всего работодатели, те социальные партнеры, у кого есть желание сотрудничать с нами и есть понимание того, что подготовка рабочих — это обоюдоответственное дело. А пока сами предприятия не встанут на ноги, им будет не до нас. Но это уже государственная проблема.

— Чем привлекаете выпускников школ?

— У нас много наработок, но самая удачная, пожалуй, это ежегодные конкурсы “Ситцевая рапсодия”. Их было уже пять. Они поддержаны Соломенской райгосадминстрацией и Киевским главным управлением образования и науки. На конкурс приглашаем ребят из разных школ. Условие: из трех метров марлевки каждый создает свою модель. Автор сначала разрабатывает эскиз, потом шьет наряд. Он же приглашает школьницу, которая будет демонстрировать платье на подиуме. Наши преподаватели и старшекурсники консультируют конкурсантов, объясняя, как лучше воплотить в жизнь рисунок, какие подобрать аксессуары, формы крепления и так далее. Бывают просто фантастические модели! И каждый раз удивляешься, как подросткам удается создать такое чудо. На конкурсы приходят родители школьников, их друзья. А летом, глядишь, к нам поступают учиться.