№ 151 от 20 августа 2008 г.

Пройденный материал

Серия публикаций “Рабочей газеты” о реформе образования вызвала живой читательский отклик. Пишут нам и родители, и педагоги. Показательно: ни одного слова в защиту реформы. Только критика.

Преступление  против  будущего

ГАЛИНА Колесниченко из Черкасс, написавшая в газету, воспитывает двух школьников и потому ситуацию в системе образования знает не понаслышке.

“Последствия реформы равносильны пожару, — пишет женщина. — Согласитесь, сегодня родители, озабоченные тем, как добыть хлеб насущный для детей, как их обуть и одеть, не всегда успевают общаться с ребенком. Они свято верят, что школа заполнит тот недостаток воспитания, который имеет место. Но, оказывается, нынешние педагоги просто приходят в школу, чтобы отчитать часы.

От советской школы остались руины, которые еще держатся на педагогах старой закалки, потому что они работают по прежней системе, несмотря на все указания сверху. А молодые учителя, не прошедшие той школы и соглашающиеся с предложенными условиями “игры”, просто теряются. А тут еще реформа, которая позволила учителям ни за что не отвечать. Вот они и закрывают глаза на невыполненные домашние задания, на грубость и хамство школьников, на шприцы и тюбики с клеем в туалетах. А дети... Да, да, они все-таки дети! Видя безразличие педагогов, дети ведут себя еще более дерзко. Думаете, они не хотят чистоты отношений? Ошибаетесь! Мечтают. Думаете, им не нужна твердая рука педагога — старшего товарища? Нужна! Они очень нуждаются во взрослых людях, которые взяли бы на себя ответственность за них.

И вы знаете, что я говорю правду. Даже шалопаи становятся на путь истинный, если рядом оказывается человек, которым они могут гордиться. А станут ли они уважать ни за что не отвечающего учителя, которому они безразличны? Нет. Они будут изводить его специально. Такова уж детская психология. Жестокая? Да. Правильная? Нет. И задача школы всегда состояла в том, чтобы дать детям стержень, педагогов — в качестве примера.
А что могут предложить постреформные педагоги? Ложь, заложенную в учебники. Лицемерие оттуда же.

Надо, пока не поздно, отказаться от реформы, ведь ее нынешние итоги — это преступление против будущего страны.
Кстати, об этом говорят все думающие учителя в узком кругу. Говорить в голос боятся, чтобы не остаться без работы”.

Абсурд,  возведенный  в  закон

Автор следующего письма — ветеран труда, учитель Александра Ивановна Борщ из города Кировска Луганской области. Приводим ее письмо полностью.

“Прочитав статью “Откровенный разговор с учителем”, я не могу согласиться со многим, о чем говорит педагог, — пишет она. — Я понимаю, что труд учителя тяжелый, ибо он является “производителем” самого основного богатства страны — человека. Какого человека мы с вами воспитаем, таково и будет наше общество, таким станет наша наука, медицина, промышленность, сельское хозяйство и в целом жизнь нашей страны. И воспитывать в молодом человеке духовно цельную, морально устойчивую личность — это долг педагога, обязанность семьи, цель общества. Педагоги за это получают зарплату.

А семья своим укладом воспитывает ребенка. Работающие родители просто обязаны материально способствовать развитию талантов своего чада. А еще из их заработка каждый месяц идут отчисления в бюджет страны, города. Из них потом и оплачиваются часы работы учителя.
Таким образом, они оплачивают ваш труд, уважаемые педагоги, и вправе предъявлять вам свои требования.

На заводах, фабриках люди получают зарплату за единицу выпущенной качественной продукции. Это норма. “Единица продукции” педагога — грамотный, воспитанный, морально устойчивый человек, пусть он еще ребенок.

Никто не говорит, что это легко. Куда проще отчитать урок, захлопнуть журнал и забыть. Учить детей — большой труд. Но не только педагоги тяжело работают.

Шахтер лезет в шахту, рискуя жизнью. Строитель в зной и холод ведет монтаж зданий. Селянин идет на работу в “ароматный” свинарник или птичник (кто хоть раз проходил рядом, знает, о чем речь) и кормит нас всех.

И от их труда идут в бюджет отчисления, из которых мы с вами получаем зарплату. Поэтому мы обязаны этим людям, обязаны делать свое дело качественно.

Давайте, коллеги-педагоги, положа руку на сердце, заглянем в свою душу и с чистой совестью дадим оценку своего труда. Идет полная деградация молодежи. Пустуют библиотеки. Дети увлечены игровыми автоматами, барами, дискотеками. А там сигареты, алкоголь, наркомания. Общество “наградило” детей взрослыми болезнями, украло у них детство. Но что такое общество? Это все мы, взрослые люди, и педагоги в том числе. Так давайте не стонать, что нам трудно, а спасать молодежь!

Семья и школа равно ответственны за воспитание ребенка.

Я убеждена, что реформа, сняв ответственность с учителя, нанесла огромный вред образовательному процессу. Это абсурд, возведенный в закон. Учитель обязан не отсиживать и отчитывать уроки в пустоту, а видеть плоды своего труда — знания ученика. Пусть они будут не у всех одинаковые, но на уровне посредственных — твердые. С родителей тоже не меньший спрос.
И тогда только у нас будет порядок в обществе и стране”.
***
Согласитесь, трудно возразить авторам этих писем. И мать, и педагог говорят о вреде реформы. Об этом же не устают повторять коммунисты.
И последний штрих к “портрету”. Наше славное министерство образования открыло Америку в деле воспитания школьников. В самом прямом смысле: в этом году 1 сентября во всех школах Украины пройдет не урок мира, как это было всегда, а урок, посвященный... НАТО.