№ 141 от 06 августа 2008 г.

Чудеса из бревна

Чудеса  из  бревна

Умельцы

Житель села Великий Бурлук Николай Редько обычные чурбаны превращает в садовые скульптуры. Из-под его резца выходят герои сказок, комиксов и даже персонажи классических произведений.

ЦЕЛОЕ сказочное царство поселилось ныне во дворе у Николая Петровича. Вот “царь Кащей над златом чахнет”, тут “ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой”, на задние лапы приседает медвежонок, казак, заломив шапку, вот-вот пустится в пляс. Эти скульптуры мастер намерен повезти на Сорочинскую ярмарку, которая пройдет в конце августа на Полтавщине.

С умельцем я познакомился на этнофестивале “Печенежское поле”, что проводится в его родном Печенежском районе. Тогда в “Городе мастеров”, где мастера давали открытые уроки, с большим интересом слушал рассказ о том, как создается “деревянное чудо”.

— Скульптор зависит от глины, художник — от красок, музыкант — от струн, а я — от дерева, — запомнились мне слова мастера по резьбе. — Какой персонаж может появиться из бревна, подсказывает материал. Берешь сухой чурбан, смотришь, нет ли больших трещин. Если они и наметились, надо постараться, чтобы на “лицо” скульптуры не попали.

Теория тут же на глазах превращалась в чудесные плоды практики. Обычное бревно у мастера, вооруженного резцом, все больше и больше обретало очертание человеческой фигуры. Когда попадались трещины и выбоины, резчик готовил шпаклевку из мелких древесных опилок, замешенных на клею, замазывал изъяны текстуры. При необходимости шпаклевку подцвечивал акварельными красками. Вскоре появилась садовая скульптура Русалки. Она заняла место у выставленной коллекции деревянных скульптур Николая Редько.

Обстоятельно поговорить с человеком, влюбленным в дерево, на фестивале не удалось, ведь желающих получить навыки резьбы по дереву было много. Николай Петрович пригласил “посетить его мастерскую”, и я вскоре приехал к нему в гости.

Пока добрался из областного центра в сельскую глубинку, был уже полдень. До этого времени мастер успел изрядно потрудиться и отдыхал в беседке, куда пригласил и меня. Попивая зеленый чай, я с любопытством рассматривал резьбу малой архитектурной формы. Она была так чудесно выполнена, что подумалось: это произведение искусства.

— Вы просто художник, — отозвался я об искусной работе Николая Петровича.

— Какой из меня художник, — сказал собеседник. — Рисовал в детстве. Получалось неплохо, но своему увлечению значения не придавал. Знаете, как на селе выбирают профессию. Дети крестьян шли в агрономы либо в механики. Вот так и я стал инженером. Работал в “Сельхозтехнике”, в местном совхозе “Жовтневий”. А как пошел развал в АПК, остался не у дел. Начал заниматься скульптурой из дерева.

Ваяние деревянной скульптуры — это сложная и кропотливая работа. Она требует большого трудолюбия. А еще технической грамотности во время подготовки материалов. Конечно же, резчик должен иметь художественный вкус. Идея помогает мастеру достичь самовыражения.

Николай Петрович рассказал, что за многие годы работы с деревом накопил богатый опыт. Может сделать садовую скульптуру, украсить дом резьбой, создать целый городок из резных фигур.

Большую скульптуру делает около месяца. Столько времени уходит, чтобы найти в лесу подходящее дерево, привезти его домой, подготовить к обработке. Трудится Николай Петрович по-крестьянски — от зари до зари. Встает в пять утра. Около шести уже со стамеской и топором. И так пока солнце не начинает садиться.

Инструмент у сельского мастера самый обычный: пила, правда, электрическая, топор, киянка (так называется деревянный молоток), стамески. А в последнее время обзавелся и большим набором резцов. Они нужны для выполнения художественных работ по дереву и инкрустации, которыми стал тоже заниматься.

— А зимой где работаете? — поинтересовался я, ведь не увидел “мастерской мастера”.

— Тоже во дворе, — смеется народный умелец. — Мне мороз нипочем, если разогреешься работой.

Николай Редько говорит, что любит вырезать из дуба.

— Да это же очень твердое дерево, — удивляюсь я.

— А для меня оно почти такое, как и мягкая липа, — отвечает резчик.

Сколько сделал скульптур за время увлечения деревом, не считал. Работает по заказу. Садовые скульптуры у Редько покупают частные лица и даже организации. Они украшают зеленые уголки, небольшие кафе и рестораны в Киевской области, в Харькове, Одессе. Скоро  должен приехать покупатель из Крыма. Среди заказчиков слобожанского умельца много иностранцев. Это граждане Канады, США, Франции.

У многих из них — славянские корни. Поэтому и хотели бы видеть у себя что-то, напоминающее им прародину.

— Как о вас узнают? — допытываюсь у Редько.

— Демонстрирую свои работы на выставках, — говорит Николай Петрович. — В последнее время ездил в Умань, в  Нежин. Часто бываю на разных мероприятиях в музее народной архитектуры и быта, что в селе Пирогово на окраине Киева. Сюда приезжает много людей из диаспоры. Кто здесь увидел мои скульптуры, тот рассказал о них. Вот так и находят меня.

А еще заказывают работы через Интернет. Там есть и страничка Николая Редько, как и многих резчиков по дереву. Но ему некогда сидеть во всемирной паутине. Умелец предпочитает провести лишний часок с деревом, передавая ему энергию своих рук и частичку души. И самые обычные бревна, заряженные человеческой энергией, превращаются в парковые скульптуры. Не беда, что творения из дерева не так долговечны, как из камня.

— Вырежу новые, — смеется мастер. — Леса в наших краях хватит.

Харьков.