№ 136 от 30 июля 2008 г.

Тестирование как афера чистой воды

Тестирование как  афера  чистой  воды

Работая над темо­й реформы образования как способа его уничтожить, мы просто не имели права миновать разговор с секретарем парламентского Комитета по вопросам науки и образования Екатериной Семеновной Самойлик. Ведь она не только народный депутат Украины и член президиума ЦК КПУ, но и заслуженный учитель страны.

Противозаконно  и  антиконституционно

— Екатерина Семеновна, каково ваше отношение к тестированию?

— Наш Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования несколько раз рассматривал этот вопрос. И лично я, Дмитрий Табачник и Владимир Литвин были категорически против проведения тотального тестирования, а, по сути, теперь уже можно говорить — аферы. Мы выступали за то, чтобы дать детям возможность выбора. То есть принимать участие в тестировании, как в эксперименте, но иметь право на альтернативу: либо сдавать в вуз сертификат Украинского центра оценивания качества образования и поступать по его итогам, либо все-таки сдать вступительные экзамены.

Из чего мы исходили? Из убеждения, что прежде чем говорить о равных возможностях для получения высшего образования, нужно создать равные условия для получения базового среднего образования одинакового качества, как в столице и областном центре, так и в сельской школе. Только решив этот главнейший вопрос, можно вводить тестирование. Иначе оно превратится в слишком высокое препятствие, которое многие дети не смогут преодолеть лишь по той причине, что государство не обеспечило их конституционное право на качественное среднее образование.

Тем не менее наши замечания учтены не были, и тестирование провели. А это означает, что значительная часть детей не будет допущена к реализации их права на получение высшего образования.

— А как возможно введение изменений в систему образования без согласования с профильным парламентским комитетом?

— Действительно, тестирование не закреплено ни одним законом Украины. А Конституция говорит о том, что политику в области науки и образования вырабатывает Верховная Рада. И ни в одном законе вы не найдете упоминания о том, что проверка знаний для поступления в вузы осуществляется исключительно путем тестирования. Таким образом, то, что сейчас происходит, противозаконно и антиконституционно.

Мы на заседании нашего комитета рекомендовали министерству образования и науки внести изменения в законодательную базу, чтобы все происходило в правовом поле. Но это не сделано, и на нынешний день Министерство образования руководствуется исключительно своими распоряжениями и указами президента, что не является законным.

Поэтому сегодня каждый ребенок, который хочет оспорить результаты тестов, может обратиться в суд и опротестовать их. И у него есть все шансы выиграть процесс!

— А вместо этого дети завалили Центр тестирования апелляционными исками...

А  коррупция 
живет  и  здравствует

— И что получается сейчас? Вместо декларируемого авторами проекта равного доступа к высшему образованию сделано все для того, чтобы оно стало недоступным для обычных граждан Украины. В системе высшего образования — полная неразбериха. Поскольку прописанного закона нет, в законодательном плане вопрос не урегулирован, многие вузы проявляют “самодеятельность”: вводят какие-то дополнительные способы проверки знаний у абитуриентов. Кто-то экзамен ввел, кто-то собеседование.

Фактически без права поступления остались те абитуриенты, которые вернулись со службы в армии, из длительных командировок или с заработков за границей, а потому не участвовали в тестировании, а также те, кто не воспользовался этим правом в предыдущие годы.

Тестированием практически полностью уничтожено заочное образование. Оно нигде не прописано: ни в указах президента, ни в распоряжениях министерства науки и образования.

Справка “РГ”. Сказанное Екатериной Семеновной совершенно не противоречит недавнему заявлению председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования бютовца Владимира Полохало, который сообщил, что только в нынешнем году (во время так называемого переходного периода) при поступлении на заочную форму обучения абитуриенты смогут выбирать способ поступления: либо по результатам независимого внешнего оценивания, либо путем сдачи вступительных экзаменов. Тем не менее будущие заочники обязаны сдать... тестирование по украинскому языку и литературе, независимо от того, поступают они в вуз, где преподавание ведется на русском или украинском языках.

— Зато коррупция "преодолена".

— Коррупцию этим нововведением никто не преодолел. Наоборот, создали ее новые звенья. Я думаю, что теперь пункты коррупции переместятся из вузов в республиканские центры по проведению тестирования.

Еще мне рассказывали, что сейчас родители идут к врачам, договариваются о справках, чтобы освободить ребенка от участия в тестировании, и таким образом решают для своих чад эти вопросы.

Справка “РГ”. По постановлению Минобразования лица с ограниченными физическими возможностями (инвалиды І и ІІ групп), а также травмированные дети, для которых Украинский центр оценивания качества образования не может обеспечить прохождения независимого внешнего оценивания знаний, сдают вступительные экзамены в высшем учебном заведении в форме собеседования. Для проведения вступительных экзаменов с этими категориями поступающих в вузах создаются предметные экзаменационные комиссии.

— Каков ваш прогноз: будет ли в правовом плане урегулировано тестирование? Пройдет ли такой закон через ваш комитет и Верховную Раду?

— Никто не говорит, что не нужно тестирование. Но следует обеспечить выбор, альтернативу. В России, например, используется этот метод проверки знаний, но наряду с тестированием принимаются также и экзамены. Ведь хорошо известно, что не служит тестирование развитию логического мышления. А вообще-то, по большому счету, и сама Болонская система, и тестирование ведут к деградации нашей системы образования, доставшейся Украине по наследству от советской школы, признанной лучшей в мире. Построена она была на творческом подходе к процессу обучения и учителя, и ученика. А нам навязывают механическое воспроизводство ответов: “да-нет”, лишают детей необходимости думать.

Я думаю, что на заседании комитета мы должны обсудить сложившуюся ситуацию и принять решение об отмене тестирования со следующего года.