№ 59 от 21 апреля 2006 г.

ЛЕПИ КАРЬЕРУ САМ!

Куда приложить руки и голову? Студенты и новоиспеченные специалисты с университетским дипломом стараются сразу попасть под крыло состоявшихся на рынке Украины бизнес–компаний, причем руководствуются даже не уровнем стартовой зарплаты, а имиджем предприятия. В чем же секрет фирм, которые так притягивают молодежь?

СТУДЕНТКЕ Киево-Моги­лянской академии Марии Ортынской надоело тянуть день­ги из родительского кошелька. Вот она и решила устроиться на работу. На собеседовании девушка призналась честно, что слаба в сфере бизнеса, но попыталась поставить свои условия. И это сработало. Марию приняли, добавив, что целеустремленность — первый шаг к победе, а тонкостям профессии ее обучат. Вот в этом и заключается главный секрет: фирма видит человека.

По мировым стандартам, чтобы привлечь, обучить и удержать студента, нужно около 10 тыс. долларов в год. Затраты большие, но они оправданы, говорят менеджеры по вопросам набора персонала, компания таким образом обеспечивает себя квалифицированными кадрами. Более того, студент — это своего рода “глина”, которая поддается профессиональной лепке.

В то же время принимать на работу “кота в мешке” никто не хочет. Именно поэтому в последние годы ведущие украинские и международные предприятия активно участвуют в киевских ярмарках вакансий “День карьеры”. Такой уникальный проект позволяет вести прямой и быстрый отбор персонала. К тому же, “Дни карьеры” привлекают большое количество молодежи, и у работодателя есть выбор.

В этом году на ярмарке бы­ли представлены 32 крупные компании, которые предлагали более 300 вакантных мест. Молодые люди принимали участие в тренингах, семинарах, презентациях, то есть молодежь проходит сокращенный курс школы бизнеса, к тому же бесплатно. И это хорошо, ведь дополнительные знания никогда не помешают студенту. Однако устроиться на работу смогли единицы. И это неспроста.

— Без университетского диплома попасть в бизнес-компанию практически невозможно, — говорит директор департамента по управлению персоналом корпорации “Квазар-Микро” Маргарита Короткова, — у людей без высшего образования культура речи, поведение в обществе, даже способ мышления иные.

Работодатели, как правило, требуют хороший уровень знаний английского языка и компьютера, крайне необходимые в бизнесе. Немаловажное значение имеют личные качества потенциального работника. В первую очередь, приветствуется общительность, возможность роста в команде, а не поодиночке.

— Большинство ребят отсеиваются по той причине, — поясняет вице-президент по развитию персонала международной организации, которая выступила инициатором выставки, Надежда Любивая, — что они абсолютно не подготовлены даже к обучению, которое проводят фирмы. Такая молодежь не осознает, что одного желания работать и быть лучшими недостаточно, чтобы задержаться в компании.

Однако представители крупных компаний не обвиняют в этом самих студентов. По их мнению, не существует тесной связи между университетской программой и реальной жизнью бизнеса. Именно поэтому молодой специалист даже после трех месяцев испытательного срока часто не задерживается на рабочем месте.

— Для преподавателей главное — лекцию отчитать, — сетует студент Киевского международного университета Денис Ярмоленко. — Нас пичкают теорией, а практических заданий мало. Да и литература, которую используют в вузах, отжила свое.

Что же тогда делать молодым людям? С чего начать познавать тонкости бизнеса? Менеджеры по кадровым вопросам советуют студентам-старшекурсникам и выпускникам самостоятельно отслеживать тенденции в бизнес-секторе, покупать современные книги, специализированную периодику, пользоваться Интернетом. Правда, чтобы попасть в “десятку”, азы профессии лучше постигать на реальной “кухне” бизнеса. Можно поработать и “за спасибо”. В таких случаях часто практикуется волонтерство. Это своего рода “сватовство” студента с предприятием. Компания может присмотреться к молодому специалисту, а он — получить навыки и увидеть, какие преимущества работы существуют, кроме денежного вознаграждения.

Многие фирмы пытаются сами “достучаться” до высших учебных заведений, чтобы напрямую выйти на молодежь. Зачастую менеджеры предлагают руководителям вузов провести для студентов специальные лекции. И если лидерство у молодого человека заложено изначально и это заметят преподаватели-менеджеры, возможность попасть в ряды сотрудников компании увеличивается, как минимум, вдвое.

Правда, некоторые университеты не хотят даже слышать о мастер-классах для своих студентов.

— Складывается впечатление, что руководство вузов думает о чем угодно, но только не о трудоустройстве молодежи, — рассказывает менеджер по вопросам набора персонала компании Procter&Gamble Людмила Гарбар. — Хотя пора уже перенять опыт западных университетов, которые славятся не названием, а своими выпускниками и их достижениями.

Не потому ли в большинстве случаев украинским выпускникам приходится самостоятельно искать работу? Если не подключатся родители, знакомые, то вряд ли поможет и центр занятости, который выступает лишь посредником между работодателем и соискателем. Да и вакансии, предлагаемые государственной структурой, мало интересуют современную молодежь.

— Лучше уже зарплату в конверте получать, — говорит Денис Ярмоленко. — Лично я не собираюсь губить свои лучшие годы на заводе или в захудалой конторке.

На вопрос, а как же пенсия или другие социальные гарантии, Денис с улыбкой ответил: “Куй железо, пока горячо”.

 

Людмила ГЕЧ.