№ 131 от 23 июля 2008 г.

Уничтожение советской школы — преступление

Уничтожение  советской  школы  —  преступление

Мы продолжаем разговор об итогах реформы образования. Первые ее шаги привели к тому, что школа более не отвечает за качество образования. Неоднозначно отношение специалистов и к нынешнему нововведению — тестированию. Сегодня мы беседуем на эту тему с заслуженным работником народного образования Украины, доктором философских наук, деканом факультета социологии Национального технического университета “КПИ” Борисом Владимировичем Новиковым.

Тестирование  как  оружие  уничтожения

— Борис Владимирович, тестирование преподносится нам как продолжение системы реформирования образования.

— Тестирование — это чудовищное оружие уничтожения системы образования, причем многоцелевое, с разделяющимися “боеголовками”! Уничтожение это проводится якобы с благими намерениями искоренить взяточничество. Хотя зачем сегодня давать взятки, когда в каждом вузе существует контрактная форма обучения? Я не считаю, что получать образование за деньги — хорошо, но это тема иного разговора. Нас уверяют, что тестирование ликвидирует коррупцию. Но оно давно существует на Западе, при капитализме. А этот строй зиждется на легализованной и узаконенной коррупции. Там продается и покупается все. Вот потому-то капитализм и являет собой античеловеческую форма жизни, антигуманную.

— Вы сказали о “разделяющихся боеголовках”. И какие цели они поражают?

— Одна “боеголовка” уничтожает систему довузовской подготовки — институт, без которого полноценного вуза нет. А Национальный технический университет имеет колоссальную систему довузовской подготовки. Он работает с абитуриентами, имеет свои подшефные школы, сотрудничает с техническими лицеями, колледжами. Эта система сложилась и успешно работала, давала нам очень “добротного” абитуриента. Фактически в первый курс он входил, как нож в масло, то есть органично, без всяких притирок. Он уже был наш.

Вторая “боеголовка” тестирования поражает систему образования без отрыва от производства. На сегодня в университет подано аж четыре(!) заявления на заочную форму обучения, а на факультет социологии ни одного! Это при том, что еще в прошлом году заочники составляли до восемнадцати процентов всех студентов нашего вуза! Если учителя целый год нацеливали  школьников на тесты, то тех, кто собирался получать образование заочно, тестирование застало врасплох. И я вижу не просто растерянность в глазах этих людей, а трагическое недоумение. Прежде, в советское время, были дневная, вечерняя и заочная формы обучения. Вечернюю “похоронили” лет пятнадцать назад. В заочную кол воткнули нынче.

Третья цель — наша молодежь. Ведь как тестируют: нажми одну кнопку из трех и выбирай из пяти вариантов один. И ВСЕ! Господи, да зачем же нам “на пальмы влезать”, если это для нас давно пройденный этап?! Зачем же мы внедряем тупоумие? А как же диалог “учитель — ученик”: глаза в глаза? Кто это может заменить? Это профанация, это примитивизм, отступление от достигнутого.

— К тому же дети быстро сообразят, что можно учить только те четыре предмета, которые будут нужны при тестировании...

— Безусловно! В сущности, такая форма вступительной процедуры делает  процесс образования в средней школе примитивным. Психология детей такова, что старшеклассники последние четыре года перед поступлением будут “натаскиваться” на тесты, элементарно зубрить ответы. Это же “дебилизация”, причем по благословению государства, то есть это и есть государственная политика в области образования. Ну как такую политику государственных мужей можно назвать? Только преступной! Ведь государство своей властью официально искореняет то, в чем мы всегда были сильны — образование!

И это не просто слова. В средней школе исчез предмет “Человек и мир” (прежде “Обществоведение”). То есть первичных сведений о философии, о демографии, о культурологии, о политике теперь школьник не получает вообще. Если бы я не был в 1964 году в девятом классе “инфицирован” философией на уроке обществоведения, я бы не поступал четыре раза на философский факультет! В выпускном классе я уже знал, что иного не нужно, иначе жизнь не удастся. Четыре раза поступал, начиная с 1966 года. В 1970-м поступил, воплотил свою мечту в жизнь. Теперь приток таких “влюбленных” в философию обрубили, нормативно ликвидировав предмет. И, соответственно, теперь экзамен по философии вступительным не может быть, поскольку по нему и тестов нет. Нам предлагают заменить его математикой. Я ничего не имею против этого предмета, но математика — это далеко не философия.

В принципе мне происходящее понятно. Если хочешь человека сделать рабом, его прежде надо сделать невежественным. Именно поэтому надо разрушить и превратить в кучку пепла систему образования.

Геростратов  подвиг

— А я полагала, что уничтожение системы образования реформированием это ошибка...

— Это цель, в которой очень заинтересованы те, кто уже давно организовал тотальную деструкцию нашей страны: экономики, морали, науки — уже бурьяном все поросло, про политику я даже молчу. И у нас осталось единственное: растерзанное, замученное, хронически убиваемое образование.

Раньше, в советское время, хоть остаточный принцип финансирования, но был, который тогда, кстати, все мы критиковали. А теперь от чего отщипывать, когда убита экономика? Но оно, наше образование, пока все равно лучшее в мире, даже в сегодняшнем его состоянии не сравнить с их “процветающим”. Бывал я в Нюрнберге, в Брюсселе, в Мюнхене. Живьем, “на ощупь” их систему образования пробовал. И мне есть с чем сравнивать. И поэтому я утверждаю: у нас колоссальный потенциал традиций, нашей отечественной школы. Это установка на творческий подход, любовь учителей к детям. Нашим учителям будут мало платить, но они будут учить детей. Им вообще перестанут платить — они все равно будут ходить на работу, потому что любят свое дело и любят детей. Их будут штрафовать, а они все равно будут нести детям свет знаний! Наш педагогический корпус потрясающий. Вот почему я считаю: если удастся “похоронить” наше образование, то тогда уже точно — конец. В этом я вижу цель реформ. Против народов бывшего СССР фактически ведется необъявленная война. Посмотрите, уничтожают экономику через программу ВТО, разлагают мораль и культуру. Это при том, что СССР — страна, усвоившая лучшую мировую культуру и давшая миру свою, но нас ее лишают так же, как и истории, развенчивая наши святыни.

Было прежде выражение “враг народа”. Нас приучили стесняться применения этого понятия. Но кто, если не враги народа, такое вытворяют?