№ 130 от 22 июля 2008 г.

Народное просвещение: от взлета к падению

Народное  просвещение:  от  взлета  к  падению

Точка зрения

Параллели

СОВРЕМЕННЫЕ националисты, пытаясь создать из России образ врага, ставят знак равенства между царизмом и социализмом.

Но давайте разберемся. Спору нет, по отношению к национальным меньшинствам царизм проводил реакционную политику, тормозил развитие национальных культур. В России по переписи 1897 года грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4% населения. Десятки народов и народностей не имели своей письменности, четверо из пяти детей и подростков не могли посещать даже начальную школу. Среднее и высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения.

Плохо это, господа националисты и демократы? Конечно!

“Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания — в Европе не осталось ни одной, кроме России”, — писал в 1913 году Ленин.

А чем же отличается политика современной “национал-демократической” власти Украины от ненавистного ей царизма? На­сильственная украинизация, игнорирование русского языка, сокращение русских школ, хотя 40% граждан Украины говорят на русском языке и считают его родным.

И уж совсем не соглашусь с утверждением, что СССР был метрополией.

Странная  метрополия

Вдумайтесь, после Великой Ок­тябрьской революции 1917 года первоочередной задачей стала лик­видация неграмотности населения. Повсеместно открывались школы для взрослых и пункты ликбеза. Массовыми тиражами издавались на родном языке буквари и учебно-методическая литература. За 1920-1940 годы было обучено грамоте около 60 миллионов человек взрослого населения. А перепись 1959 года показала, что неграмотность практически полностью ликвидирована!

На основе декретов правительства, принятых в 1918-1919 годах, школы стали общенародными, было введено бесплатное обучение. Все национальности получили право обучения на родном языке, было положено начало созданию дошкольного воспитания, двери вузов открылись для рабочих и крестьян. А ведь создание советской школы проходило в трудных условиях гражданской войны, военной интервенции и разрухи.

Но впервые в истории человечества в СССР была осуществлена истинно демократическая система воспитания и образования.

В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В результате проведения национальной политики за годы советской власти во всех союзных республиках были созданы высшие учебные заведения.

По численности студентов на 10 тысяч населения СССР значительно превосходил тогда такие развитые капиталистические страны, как Англия, ФРГ, Франция, Япония и многие другие.

Подготовка кадров высшей квалификации велась в соответствии с планами развития народного хозяйства страны и потребностями отдельных отраслей в специалистах. Выпускники ПТУ, техникумов и вузов гарантированно получали работу по специальности. Благодаря их труду наша Родина была превращена в могучую мировую державу.

Сельская  школа  вчера...

В нашем Токмакском районе образовательная система весьма чувствительно реагировала на общегосударственные и районные преобразования.

В 60-е годы многие сельские школы размещались в приспособ­ленных для учебы помещениях. Но резкий подъем сельского производства в 70-е годы дал экономическую возможность благоустраивать центральные усадьбы колхозов и совхозов, строить производственные и социально-культурные объекты, в том числе школы. Именно тогда в районе было построено 15 новых школ: просторных и светлых с бесплатным горячим питанием. Для подвоза учащихся из отдаленных сел в центральные усадьбы хозяйства выделяли автобусы.

За многие годы в школах района сложилась четкая структура образовательной системы: дошкольное воспитание (ясли и детсады создавались и бесплатно содержались колхозами и совхозами), собственно, школа, самоуправление, детские организации, связь с производственными коллективами.

Большое внимание уделялось трудовому обучению школьников, производственным бригадам, лагерям труда и отдыха и многим другим формам воспитания.

Вопросы просвещения были одной из главных забот райкома партии и райсовета депутатов трудящихся. Так было. Но настали другие времена.

...и  сегодня

С развалом СССР многое изменилось, в том числе и в народном образовании. Отделы (уже не народные...) пока по-прежнему возглавляют опытные специалисты, не понаслышке знающие систему просвещения, а потому с болью в душе переживающие нынешнее положение школы.

Учителей лишили тех идеалов, на которых они воспитывали ребят. На смену Оле­гу Кошевому, Зое Космо­демьянской, Александру Мат­ро­сову — героям освободительной войны на экраны кино и телевизоров пришли другие “герои”: жестокие, эгоистичные. Это — беда.

Многим школьным работникам приходится по понятным причинам скрывать свои убеждения, кривить душой, извращать историческую правду о советском периоде.

Понижается престиж учительского труда, сельскую школу обходят выпускники вузов: быт неустроен, жилья нет, зарплата низкая.

Я задал вопрос заведующему райотделом образования: какая, на его взгляд, самая жгучая проблема, которую отдел не в силах решить? Понурив голову, он с горечью ответил: “Учить некого”. И действительно, во многих сельских школах нет первых классов, в других — по 4-5 первоклашек. “Село неначе погоріло”, молодежь уезжает на заработки за рубеж, рожать некому...

В связи с закрытием многих дошкольных учреждений нарушается возрастная преемственность. Из-за слабого финансирования плохо пополняется учебно-материальная база школ, нет средств для проведения текущих и капитальных ремонтов, внедрения инновационных технологий педагогического труда.

Между тем отдел образования, руководители школ, несмотря на существующие проблемы, делают все возможное, чтобы поддерживать в школах какую-то эстетику, удерживать кадры.

Низкий поклон и сердечная благодарность тем учителям, которые сохранили верность своему долгу — быть народными просветителями, снискавшими любовь и уважение тех, кому они отдали и отдают жар своих сердец — подрастающему поколению.

Иван СИДОРЕНКО,

первый секретарь Токмакского РК КПУ Запорожской области с 1967 по 1983 годы, коммунист с 1957 года, депутат райсовета от КПУ,

почетный гражданин района.