№ 122 от 09 июля 2008 г.

Я в рабочие пойду, пусть меня научат!

Я  в  рабочие  пойду,  пусть  меня  научат!

Школа жизни

Из зачищенного листового железа мальчишки ловко вырезают ножницами лепестки и листочки роз, а затем так же виртуозно придают им форму — загибают, подрезают, скручивают.

— И давно вы занимаетесь кузнечным делом? — спрашиваю.

— Да уже год, как в школе работает такой кружок, — ответил мне один из юных кузнецов.

Рождение  розы

НА ПРАЗДНИКЕ Пролетарского района Донецка свои таланты демонстрировали в основном взрослые. Но то, что делали эти мальчишки, вызывало всеобщее восхищение. Ведь можно было проследить всю цепочку “рождения” кованых изделий. За одним столом мальчишки делали заготовки — листочки, стебельки. Чуть в стороне ребята постарше сваривали эти детали. Следующий этап — раскраска. В итоге готовые цветы попадали на отдельный стол, где посетители могли купить все, что им понравилось.

Розочки были как живые, причем все разные: на одной  дополнительный листочек, на другой — веточка, у третьей — специальная подставка, которая фиксировала цветок в наклонном или вертикальном положении.

Кроме детских миниатюр, тут же были выставлены работы их учителя, мастера современного прикладного искусства Виктора Михалева. Изумительные кованые букеты сирени и хризантем, оригинальные подсвечники и целые корзины с цветами. А поодаль работы покрупнее — кружевная беседка, деревце яблони, розовый куст...

Вот такой у ребят учитель. Впрочем, Виктор Михалев работает газосварщиком в “Донецкгортеплосети”. Семь лет назад он занялся ковкой и начал привлекать к этому делу ребят. В настоящее время Михалев возглавляет общественную районную организацию “Надежда”, где обучает детей и молодежь кузнечному искусству.

— Я познакомилась с Виктором Петровичем год назад на “Ярмарке профессий”, — говорит заместитель директора по учебно-экспериментальной работе 138-й донецкой школы Валентина Мельченко. — Меня восхитили работы его учеников. И я пригласила умельца вести у нас в школе кружок орнаментальной ковки. К тому же наша школа с трудовым уклоном — единственная в Донецке.

От  увлечения  —  к профессии

За добротным железобетонным забором, который охватывает большую школьную территорию, видны верхушки фруктовых деревьев. Захожу во двор и вижу, что в саду растут ягодные кустарники, то тут, то там возвышаются снопики скошенной травы, клумбы полыхают всеми цветами радуги. Ждут окончания летних каникул спортивные площадки. Судя по разметке дороги во дворе, в учебное время школьники осваивают вождение автомобиля. Везде чистота и порядок.

— Вот уже три года как наша школа стала школой трудового обучения, — рассказывает Валентина Мельченко. — Уже с первого класса знакомим учеников с рабочими профессиями. Заключаем договоры на совместную работу со многими профессионально-техническими лицеями, училищами, а также техникумами и вузами города. Тесно сотрудничаем и с городским центром занятости. Работаем согласно плану профориентации. Почти все наши дети уже к окончанию девятого или одиннадцатого классов знают, куда пойдут учиться в дальнейшем.

В школе № 138 действует немало кружков. В кабинете Валентины Васильевны шкафы и полки ломятся от детских поделок из дерева, лозы. Здесь же яркие мягкие игрушки, швейные изделия. Глаза разбегаются! Но вот замечаю уже знакомую кованую розочку.

— Дети подарили к 8 Марта, — заметила мой взгляд Валентина Васильевна. — Кружковцы преподнесли своим мамам такие же розы. Представляете, какая для них была радость!

Она рассказывает, что школьный кружок орнаментальной ковки посещают в основном трудные подростки. Их привлекает не только кузнечное дело, но и общение с учителем. Справедливый и строгий, Виктор Михалев создал в коллективе удивительную атмосферу творчества и взаимопонимания. И кто знает, возможно, для кого-то из ребят кузнечное дело станет профессией?

Секретами лозоплетения и декоративного творчества делится с ребятами Валентина Мельченко. Вот где пригодились оба ее высших образования — техническое и педагогическое.

Она показывает мне прекрасные деревянные вазы, стаканы, ложки, разделочные доски. Детские работы по дереву не просто хороши — обработка древесины выполнена на фабричном уровне.

— В школе, видимо, есть столярные станки? — интересуюсь.

— Нет, мы приспособили под работу с древесиной токарно-винторезный станок для работ по металлу, — объяснила Валентина Васильевна. — Все эти изделия выполнены на нем нашими учениками.

Ну что же, столяры и краснодеревщики тоже нужны стране. Хочется верить, что все эти добрые начинания в школе не погибнут и талантливые дети займут достойное место в обществе.

Донецк.