№ 121 от 08 июля 2008 г.

Мастер широкого профиля

Мастер  широкого  профиля

Человек труда

— ТЕМА урока — устройство фрезерного станка, — начал преподаватель спецтехнологии машиностроения и одновременно мастер производственного обучения киевского ПТУ № 43 Владимир Штойко.

Повернулся к доске и увидел, что мела нет.

— Кто это сделал? — спросил он.

Мальчишки выжидали: распсихуется мастер, сорвется на крик?

А он сказал:

— Я люблю честность и справедливость. Сам так живу. Трусов и стукачей презираю. Надеюсь, что таких среди вас нет.

И тут поднялся один подросток:

— Это я мел спрятал.

— Задержись после урока, — попросил учитель.

Когда аудитория опустела, Владимир Максимович спросил:

— Ты сегодня ел утром? На день мама бутерброды дала?

Парень кивнул.

— Тогда что произошло? Скандал между родителями?

Мальчик опустил глаза. И как этот человек все знает? Помолчали.

— Ты зачем в училище пришел? — голос Штойко был совсем не злой. — Протирать штаны? Понимаю, что в школе ты потерял интерес к учебе. Но учиться хорошо можешь. Тебе профессию получить надо, устроиться на работу, помогать отцу с матерью. Правильно?

— Конечно, — только и выдавил ученик.

Сегодня он один из лучших выпускников Штойко.

Как  родной  отец

В профтехучилище в основном приходят ребята слабоуспевающие, из неблагополучных или малообеспеченных семей. В группе слесарей, которую три года назад набрал Штойко, были только мальчики. Каждому по 15 лет. Самый сложный возраст. Вот и хромает дисциплина.

Однако в группе Штойко она железная. Держится не на страхе, а на уважительном отношении преподавателя к подросткам. Мастер не делит их на любимых и нелюбимых. А каждому он и вправду как отец родной. Искренне переживает за посещаемость, успеваемость, поведение, даже за внешний вид, за то, чем они заняты после занятий. Все это дает свой результат. Не случайно замдиректора по учебно-воспитательной работе Михаил Слизконис сказал, что показатели воспитательной работы у Штойко самые высокие в училище.

А парни смотрят на мастера с восхищением, особенно когда он становится за станок. Да и вообще он многое умеет делать руками. Когда в 90-е годы работникам профтехобразования по полгода не платили зарплату, Штойко училище не бросил, а подрабатывал на стройке.

Он окончил училище во Львовской области по профессии токарь.  Потом Штойко направили в Киевский педагогический техникум, распределили в ПТУ № 7. А уже работая в ПТУ-43, Штойко  окончил педагогический институт.

Стипендию  получали  все

В нем удачно сочетается виртуозность мастера по обработке металлов резанием с талантом воспитателя. Шутка ли, как принял три года назад 37 парней, так ни одного не потерял по дороге! Всех выучил и трудоустроил. А трое по результатам тестирования уже зачислены в вузы.

— Нам было неприятно слышать, когда при подведении итогов тестирования его организаторы отметили, что система профтехобразования дала самые низкие показатели, — рассказывал Михаил Слизконис. — А откуда она возьмет другие, если школа изначально дала нам такой уровень знаний? Некоторые ребята пришли со средним баллом 3,6 или 4,2. При 12-балльной системе это уж очень низко. Но учащиеся Штойко к третьему курсу имеют средний балл 7. А девочки, которые учатся на секретаря-референта, пришли в училище с баллом 8. Поэтому, оценивая работу преподавателей, мы учитываем, кто с чего начал.

 Стипендию учащиеся получают в зависимости от успеваемости. Так вот, абсолютно все подопечные Владимира Максимовича получали по 140 гривен в течение всех лет обучения. А на 2-и и
3-м курсах — еще 50% заработка от выполнения работ во время практики.

— Я сотрудничаю с 12 предприятиями, как государственными, так и частными, — рассказывал Владимир Максимович. — Когда подходит время вести речь о трудоустройстве, выясняю, какие условия работы, зарплата, есть ли социальная защита работника. Только после этого мы даем нашим мальчикам путевки на трудоустройство. Нынешние мои слесаря работают на заводах “Радар”, “Химволокно”, в фирме “Тиссо” и других.

Настоящий  хозяин

И еще труд мастера оценивают по тому, как каждый печется о материально-технической базе училища. И здесь Штойко, если судить по его механическому участку, тоже на высоте.

— Эти станки не устарели? — спрашиваю его.

— Да что вы! Это же подарок советской власти и все в рабочем  состоянии. На них хорошо готовить станочников. Одно время хотели отправить их в металлолом, но мы не дали. Кое-что сами подремонтировали.

Забот у мастера много. С последним звонком домой не уходит. Его родные привыкли, что Владимир Максимович, имея трех своих детей, воспитывает и чужих.

 

Когда его подопечные — повзрослевшие, в красивых костюмах — пришли на выпускной вечер, наставнику стало немножко грустно.

— В них вложена моя душа, — сказал он.

И его усилия не напрасны. Радуют и свои дети. Дочери уже получили высшее образование, сын — на третьем курсе. А эти, новоиспеченные слесари, просто орлы. Идут в жизнь достойными людьми.

Не  стоят  на  месте

А Штойко с коллегами задумал очередное новшество. Набирает группу станочников широкого профиля. Делают они это не для себя. У Межрегионального высшего профессионального училища связи № 43 хлопот достаточно и по подготовке операторов почтовой и электросвязи, кассиров и контролеров банка, операторов по обработке информации и программного обеспечения, операторов телекоммуникационных услуг, радиомехаников, агентов по организации туризма и др.

— Но, понимаете, — объясняет Штойко, — сегодня потребность в станочниках широкого профиля очень велика по всей стране. Только в столице требуется около четырех тысяч.

Затраты на их обучение большие. Судя по прошлому году, на одного ученика надо 1800 гривен. А сейчас, когда поднялись цены на энергоресурсы, металл, другие материалы, стоимость возросла почти в два раза. Одному училищу без помощи предприятий не справиться.

Несмотря на каникулы, в ПТУ затишья не наблюдается. На прошлой неделе при плане набора 490 учащихся в списках уже больше 400 человек. Сколько еще придет к 1 сентября! И всем им гарантировано надежное рабочее будущее.