№ 103 от 07 июня 2008 г.

Дождется ли Украина Вашингтона?

С известным одесским краеведом, кандидатом исторических наук Виктором Савченко я знаком давно. Его отец Анатолий Алексеевич Савченко в шестидесятые годы прошлого столетия работал собкором “Рабочей газеты” по югу Украины. Хотя Виктор Анатольевич и не пошел по стопам отца, “родительские университеты” помогают ему создавать интересные документальные очерки, монографии, книги о прошлом и настоящем Одессы и Украины.

— В его исследованиях — правда, основанная на архивных данных, — говорит  доктор медицинских наук, академик Виктор Файтельерг-Бланк. — И если ему, сформировавшемуся ученому, что-то не нравится в делах описываемых им исторических лиц, он подвергает их критике. Это видно из его книг “Авантюристы гражданской войны”, “12 войн за Украину”, “Петлюра” и других.

Новая, одиннадцатая по счету книга Виктора Савченко “Одесса масонская” посвящена теме, которая долгие годы замалчивалась — влиянию масонского движения на внутриполитические процессы в странах Восточной Европы, а также роли масонов в формировании архитектурного облика, культуры и элиты Одессы. Ученый разрушает миф о масонах как о “деструктивной секте дьяволопоклонников”. В этом убеждает даже простое перечисление имен масонов: Суворов, Кутузов, де Рибас, Ланжерон, Ришелье, Воронцов...

Правда, некоторые предположения историка кажутся спорными, с ними не каждый захочет согласиться, но они завораживают, будят мысли, заставляют обратиться к аналогиям и помогают четче оценить уникальный феномен масонства.

— Для масонов огромное значение имели понятия света и солнца, — говорит Виктор Савченко. — Иногда эти люди называют себя сынами солнца. И одесские улицы закладывались так, чтобы солнце постоянно проходило через них и освещало всех жителей. Одесса была очень удачно построена — рационально, практично. Герцог де Ришелье, безраздельно “правивший” здесь с 1803 по 1814 год, выступал против излишней государственной опеки молодого города со стороны имперско-чиновничьего аппарата. Первый проект Ришелье — это так называемая новая Франция. Он пытался собрать всех французов, которые так или иначе были обижены Великой французской революцией, и создать здесь идеальный город. Но на первых порах, при Екатерине II, ему это не удалось — она была очень подозрительной. Масонов волновала проблема самоорганизации общества. А императрица понимала, что это может привести к ликвидации монархии.

Оказывается, именно де Ришелье культивировал в Одессе массовое насаждение “масонского” дерева — белой акации, почитаемой масонами как символ стойкости, бессмертия духа и возрождения “вольных каменщиков”. Он выписывал из Италии саженцы акации и сам высаживал их на улицах города.

Виктор Савченко обращает внимание читателей на масонские символы в архитектуре Одессы и в градостроительном плане и делает вывод, что самые знаменитые памятники, возможно, созданы по определенному плану с целью воздействия на подсознание человека. При этом ученый подчеркивает интересный факт: одесситы, проходя по центру города, ощущают, как гармонизируется их сознание, их отношение с окружающим миром.

— Одним из главных памятников Одессы, конечно же, является Потемкинская лестница, которая создана как масонский символ Восточной Европы, — отмечает Виктор Анатольевич. — А обессмертил лестницу, называвшуюся раньше Гигантской, фильм “Броненосец Потемкин” Сергея Эйзенштейна — розенкрейцера ордена “Lux astralis”. Потрясает аллегория эпизода, в котором народ поднимается вверх по лестнице, а власть наступает сверху и заставляет народ повернуть вспять. В общем, народ пошел не за “тем кораблем”, и власть загоняет народ на нижние ступени развития...

— Увлекательным оказалось знакомство с материалами, — продолжает Виктор Анатольевич, — рассказывающими, как Тарас Шевченко, выкупленный из неволи масонами и, скорее всего, сам масон, стремился наладить связь с польским политическим деятелем, писателем и масоном Михаилом Чайковским. А этот человек известен нам еще как Садик Паша, участник польского восстания 1830-1832 годов, член Польского демократического общества, собиравший в Дунайских плавнях казаков в поход против императора Николая I. Шевченко передал Чайковскому рукопись “Гайдамаков”. Интересно, что великий поэт призывал не только к восстанию против неволи, но и к созданию просвещенного масонского правительства, желая своей родине “дождаться Вашингтона”.

Владимир КРЕЩУК.

Одесса.