№ 56 от 18 апреля 2006 г.

КТО ОПУСТОШАЕТ НАШИ КАРМАНЫ?

За рубежом получить государственный заказ — выгодно и престижно. Там это право добывают в жесткой борьбе самые сильные. А у нас — это лишняя головная боль, поскольку не секрет, что государство не обременяет себя обязанностью своевременно рассчитываться за выполненные работы.

Денег в казне нет.
Для вас

Самым большим должником является Министерство обороны. Нынче 19 предприятий в ожидании выплаты достаточно крупных сумм за выполненные работы и предоставленные услуги. Работники который месяц остаются  без зарплаты. Общий долг достиг уже двух миллионов гривень! “Достойное партнерство” Минобороны могут составить Госкомтелерадио и Министерство транспорта и связи.

Четыре миллиона гривень за последних три года оборонное ведомство задолжало Житомирскому ремонтно-механическому заводу, почти пять — специальному конструкторскому бюро “Молния”. До сих пор не может полностью погасить задолженность по выплате заработной платы и Казенное южно-техническое предприятие, поскольку почти стопроцентно выполняет работы, которые финансируются из государственного бюджета по заказу министерства. А как финансируются, догадаться не трудно . Не рассчиталось оно и с черниговской производственно-торговой фирмой “Сиверянка” (должник предприятия еще одно силовое ведомство — МВД), а также с прилуцкой фабрикой головных уборов “Корона” (долг обоим предприятиям достиг трех миллионов гривень). Двухгодичная задолженность министерства вынудила руководство Ривненского авторемонтного завода обратиться в Хозяйственный суд. Однако выполненные заводом работы уже в 2005 году снова остались неоплаченными.

Несвоевременный расчет государства по заказам еще с 1995 года повлек накопление долгов, которые теперь за сроком давности списываются. По-видимому, существует своя логика в таком поведении государства.

В 2003 году государственные программы Министерства здравоохранения по созданию новых лекарств были свернуты. Но на это время оставался долг МОЗ в сумме почти 2,82 млн грн перед Государственным научным центром лекарственных средств за выполненные работы еще в 1995–1997 годах. На многочисленные обращения к заказчику руководство центра получало отказы. Из-за некорректного, мягко говоря, поведения государства пострадало научное учреждение и его сотрудники. Достаточно непростая ситуация все по тем же причинам сложилась и на других предприятиях — акционерных обществах “Днепровский машиностроительный завод”, “Херсонские комбайны”, ФСК “Море”, ГП “Завод “Генератор”, ГП НПК “Фотоприбор” и многих других.

 Выполняют госзаказ и предприятия общества глухих, которые, в основном, выпускают продукцию для Минобороны. Казалось бы, уж этим людям, обделенным судьбой, государство могло бы свое-временно оплачивать труд. К сожалению, высокие чиновники не очень проникаются подобными заботами. В течение прошлого года из государственной казны с опозданием поступил один миллион гривень на счета предприятий общества, но полностью долг не ликвидирован до сих пор.

 

Большой государственный гешефт

 

На начало года общая сумма задолженности (в основном за предыдущие годы) составляла 57 млн. грн., и хотя в прошлом году ее и удалось значительно сократить, одновременно за год государство нахватало новых долгов на сумму 9,5 млн. грн.

— Есть законы, приказы министерств, постановления правительства, которые регулируют своевременную и в полном объеме оплату товаров, работ и услуг по заказу государства, но заказчики не спешат рассчитываться за выполненную работу, — говорит эксперт управления аппарата ФПУ по вопросам экономической защиты Елена Кневец.

Действительно, согласно закону о поставках продукции для государственных потребностей, Кабинет министров “определяет центральные органы исполнительной власти, которые координируют работу государственных заказчиков относительно размещения поставок продукции для государственных потребностей, доводят до государственных заказчиков сбалансированные с финансовыми ресурсами объемы поставок продукции для заключения государственных контрактов с исполнителями государственного заказа”. А государственные заказчики, в свою очередь, “гарантируют исполнителям госзаказа от имени государства оплату продукции, которая поставляется для государственных потребностей”. К тому же Кабинет министров обеспечивает государственных заказчиков финансовыми ресурсами в объемах, необходимых для полной оплаты госзаказа. Таков механизм размещения и оплаты госзаказа.

Эксперты же считают несовершенным действующее законодательство в сфере государственных закупок, указывая на необходимость усиления ответственности должностных лиц, вплоть до криминальной, в случае срыва или несвоевременной оплаты.

Но, видимо, дело совсем в другом — в самих подходах к определению первоочередных потребностей для государства, а также их финансировании из бюджета. Закон, к сожалению, может тупо игнорироваться конкретным чиновником, в чем мы чуть ли не ежедневно убеждаемся на горьком опыте. Вся беда в том, что мы постоянно имеем бюджет с огромной дырой и, как правило, именно пенсионеры или рабочие люди оказываются не у дел, когда речь идет  о государственных средствах. Дыры латаются как угодно.А распорядители бюджетных средств еще и премии получают за изобретательность.

Конечно, солдаты зимой не могут оставаться без шапок, да и военная техника должна отвечать хотя бы элементарным требованиям боевой готовности. Вот и находятся “крохи” на все это. Но странно: что же за государство у нас такое — не может обеспечить не только первоочередные, а жизненно необходимые расходы, однако выделяет средства для “достойной” старости нардепам, повышает и без этого большие оклады правительственным чиновникам?!

На всех уровнях через своих представителей на местах власть “клюет” руководителей предприятий за задержку зарплаты, угрожая им перспективой пересесть из директорских кресел на тюремные нары, и в то же время годами игнорирует оплату своих же заказов. Может ли позволить себе подобное какая-то из цивилизованных стран?

 

После дождика
в четверг

 

Больше всего обеспокоены этой проблемой профсоюзы. Несколько лет подряд ФПУ ребром ставит вопрос о возвращении долга по госзаказу в контексте ликвидации общей задолженности по заработной плате. Еще в Генеральном соглашении 2004–2005 годов профсоюзы инициировали разработку и утверждение графиков погашения задолженности за выполненные госзаказы. Однако это требование так и не было учтено. Как результат, из-за неудовлетворительного выполнения правительством взятых на себя обязательств перед исполнителями государственных заказов на многих предприятиях наблюдается ежегодный рост задолженности по госзаказу.

Дабы переломить ситуацию, профсоюзы предложили правительству разработать и внедрить механизм ответственности распорядителей государственных средств за своевременный расчет по госзаказам. Вопрос погашения долгов стал одним главных на заседании Примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора между профсоюзами и правительством.

И вот наконец удалось достичь первого результата.

— Важно, — отметил руководитель примирительной комиссии от профсоюзов, первый заместитель председателя ФПУ Григорий Осовый, — что Кабмин наконец признал погашения долгов своей обязанностью .

— Стороны пришли к соглашению, что в первом квартале все госзаказы и расчеты за них будут проинвентаризированы. Составлен перечень предприятий, которым государство задолжало. Утвержден график погашения долгов.

Профсоюзы  требуют полного расчета за выполненные работы по государственным заказам за предыдущие годы уже в течение первого полугодия текущего года. Но честно говоря, в это трудно вериться, планы, пусть и утвержденные на высшем уровне, еще не дают стопроцентной гарантии возвращения средств. Как сообщила директор Департамента координации государственных закупок Министерства экономики С. Нежнова, задолженность будет погашена по мере поступления средств из государственного бюджета. А когда это произойдет — одному Всевышнему известно.

 

Владимир РЕКА.