№ 100 от 04 июня 2008 г.

Школьный музей действует

В 106-й средней общеобразовательной школе Харькова открылся музей боевой славы легендарной 53-й армии генерала И.М.Манагарова, сыгравшей решающую роль в освобождении города.

Заговорили  музейные  экспонаты

ДОЛГОЕ время школьники собирали экспонаты. Трудное это дело. Все меньше и меньше остается воинов той героической армии. Но помог случай: закрылось одно учебное заведение, в котором был музей славы 53-й армии, и его экспонаты остались брошенными. Тогда руководство школы № 106 во главе с директором Татьяной Александровной Бондаренко и ветеранский актив сделали все, чтобы бесценные реликвии не пропали. Очень много сил вложила в это важное дело и помогла ученикам участница боевых действий Тамара Васильевна Бутенко.

И вот открытие музея. Ребята аплодисментами встречают бывших воинов легендарной 53-й армии во главе с председателем районного совета инвалидов войны Николаем Михайловичем Жуковым.

На линейку пригласили представителей местной власти, общественных организаций и, конечно же, ветеранов. Председатель районного совета ветеранов Иван Васильевич Лежебоков пожелал ребятам получать награды за учебу, труд, победы в спорте, на учебных олимпиадах, а не за боевые подвиги; не надо, чтобы были войны, ни одна мать, жена не должны получать “похоронки”.

А еще ветераны вместе с детьми посадили деревья на аллее Победы.

Иду вдоль музейной экспозиции. Вчитываюсь в рассказы о рядовых героях войны, офицерах, генералах, тружениках тыла, медиках, которые вернули в строй многие тысячи воинов. И замечаю возле бюста командующего 53-й армией Героя Советского Союза генерала И.М.Манагарова мальчишек, которые горячо о чем-то спорят. До моего слуха доносится фамилия генерала. Не удержался и спросил, о ком они так горячо спорят.

— Как, вы не знаете Мана­гарова? — их удивление моей “неосведомленности” не было напускным.

Они тут же поведали, где воевал Иван Мефодиевич, какие награды имеет, какое звание, как попал в армию... А я вспомнил разговоры некоторых политических “бомжей”, которые с пеной у рта доказывают, что молодых не интересует прошлое Родины, они, мол, только и думают, как уехать в Европу.

Дети  должны  знать  правду

Когда перед Днем Победы местная газета решила выяснить, что знает 16-20-летняя молодежь о Великой Отечественной войне, выяснилось, что не знает элементарного, например, какие страны воевали на стороне Германии. Половина опрошенных была уверена, что комсомолец, руководитель легендарного отряда молодогвардейцев-подпольщиков — это... пионер-герой. Даже с событиями на полях сражений родной Харьковщины не все знакомы.

Только 62% молодых людей слышали о подвиге 25 гвардейцев-широнинцев (воинов 78-го гвардейского стрелкового полка под командованием лейтенанта Широнина), которые 2 марта 1943 г. в селе Тарановка (Харьковская область) уничтожили 16 боевых вражеских машин и сотню гитлеровцев. Немцы, штурмуя железнодорожный переезд на южной окраине села, направили против взвода пехотинцев 35 танков и бронемашин, батальон автоматчиков. Ценой собственных жизней гвардейцы остановили врага. В живых остались только пятеро. В честь этих героев в Харькове названа улица. Улицу ребята знают, а почему она носит такое имя, не интересовались.

А случись такой опрос в харьковской школе № 106, уверен, результаты были бы иными. Потому что воспитательно-патриотическая работа здесь ведется. Сейчас педагоги заняты подбором экскурсоводов из числа учеников, чтобы наилучшим образом использовать возможности школьного музея для воспитания патриотизма, честности, благородства.

И такая школа, конечно же, не одна.

Всего в учебных заведениях Дзержинского района Харькова работают 13 музеев и 6 уголков боевой славы воинов Великой Отечественной. Дело не пущено на самотек: председатель комиссии по работе с молодежью нашей районной ветеранской организации Любовь Ивановна Гармаш часто бывает в школах, организует “первички” для усиления воспитательной работы среди ребят.

Но есть и такие школы (точнее, их руководители), которые под разными предлогами не приглашают ветеранов. Или отводят бывшим воинам роль свадебных генералов. Слова им не предоставляют: того и гляди, расскажут такое, чего нет в перевранных школьных учебниках по истории. Посидели перед сценой на концерте, получили цветочки и на покой идите. Птичка в плане будет.

Совершенно не напрасно такие руководители боятся живой встречи учеников с ветеранами: так ложь боится правды, а тьма — света. Председатель райсовета ветеранов всегда призывает нас говорить ребятам о войне только правду. Нет, не восхвалять все без разбора! Но и не хулить все подряд, как некоторые дипломированные историки.

Кстати, об этом также шла речь и на городской научно-исторической конференции “Сохранение правды истории о победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” На “взрослой” конференции присутствовали и ученики, записывали факты из докладов. Один дотошный старшеклассник допытывал ветеранов после конференции: “Почему развалился Союз?” Пришлось объяснять. Видимо, в школе преобладает позиция новоиспеченных демократов. Парень почувствовал ложь, искажение фактов, а иногда и просто вранье, и решил сам разобраться.

А был бы в школе музей, глядишь, у парня и вопросов не возникло бы, потому что музей — это не прошлое, а связь прошлого с будущим.

Митрофан ЧУМАЧЕНКО,

член президиума Дзержинского районного совета ветеранов
г. Харькова.