№ 96 от 29 мая 2008 г.

Я знаю, как помочь державе

Действующая власть убеждена, что удержать инфляцию на уровне 10-12 процентов и при этом не допустить замедления темпов роста ВВП — практически невозможно. УТВЕРЖДАЮ: можно добиться не только нулевой инфляции, но и вдесятеро увеличить доходы основной части населения без существенного изменения цен! Правда, для этого нужно действовать совсем не так, как это делают нынешние правители. Под предлогом борьбы с инфляцией они наживаются на ней, снова и снова залезая в наши карманы...

Как  победить  инфляцию?

ДЛЯ ТОГО чтобы набить свои карманы, а наши сделать еще более пустыми, власть спровоцировала обвал доллара, сняла (под прикрытием требований ВТО и борьбы с инфляцией) таможенные барьеры. В очередной раз получилось так, что для одних (подавляющего большинства) инфляция обернулась обнищанием и недоеданием, а для других (кучки олигархов и властей предержащих) — “матерью родной”.

Так вот, как надо бы действовать, чтобы не только побороть инфляцию, но вдесятеро улучшить благосостояние основной части населения. Анализ составляющих цены единицы абстрактного украинского продукта показывает следующее. В единице цены произведенного продукта у нас наибольшая, по сравнению с другими странами, составляющая энергоресурсов. Увеличивается стоимость последних — растет и цена продукта. Расчеты показывают, что в нашей стране значительная часть потребляемого газа, как на производстве, так и в быту, расходуется впустую, обогревая небо и отравляя атмосферу.

В единице цены конечного продукта у нас опять же наибольшая доля  расходов на содержание власти. Парадоксально, но факт: в бедной Украине едва ли не самая дорогостоящая власть. Она, судя по затратам на ее содержание и результатам работы, совершенно непродуктивна для большинства людей и сверхэффективна в достижении собственных интересов и пользы для тех, кто привел ее к кормушке.

В одной единице цены конечного продукта у нас превосходящая другие страны составляющая часть коррупционных поборов, взяток за должность, которые потом “отбиваются” путем включения своих расходов в те или иные цены. Думаю, не ошибусь, если скажу, что вашей, уважаемый читатель, зарплаты за много лет не хватит, чтобы “обеспечить” взятку, позволяющую стать директором крупного рынка. А сколько нужно “отстегивать” потом помесячно? И за все это расплачивается не кто иной, как мы с вами.

В одной единице цены конечного продукта у нас самая большая доля посреднической прослойки, состоящей из представителей властей предержащих, их семей и кланов. Во времена правления Кучмы, как отмечают исследователи проблемы, сформировалась устойчивая международная преступная группировка, начавшая паразитировать на украинском энергетическом комплексе. Наиболее мощные теневые схемы были выстроены вокруг поставок в Украину газа. Во внешнеэкономические отношения Украины с другими странами насильно был втиснут посредник, а проще говоря — счет в банке, через который из нашей экономики выкачиваются огромные суммы. Такого рода “прокладки” существуют во всех потоках материальных и денежных ресурсов с участием государства (типа Тендерной палаты, теневых структур, существующих в органах власти и управления). Так вот! Ликвидация преступных схем распределения ресурсов могла бы стать важнейшим резервом в обнулении инфляции.

Снизить  цены 
олигарх  не  захочет

Сейчас много говорят о ВТО. И это понятно. Новая структура экономических отношений может стать фактором высокого напряжения во многих секторах. Несомненно, сильный удар обрушится на сельское хозяйство. Но самое неприятное в том, что у нас нигде не произойдет того, о чем сторонники мирового торгового клуба говорят как об одном из главных его достоинств. Я имею в виду снижение цен на продукты и товары (за счет снятия таможенных пошлин и роста экономической конкуренции). УВЕРЕН: у нас такого снижения власть вкупе с олигархами не допустит. Наши госслужбисты наверняка придумают такое, что чиновникам других стран и в кошмарном сне не приснится.

Есть и другие факторы, способствующие росту инфляции. Например, выплаты по “сгоревшим” вкладам населения в Сбербанк СССР, копеечные надбавки к зарплатам, пенсиям и прочее. Для нейтрализации таких факторов следует взять за правило: все подобные выплаты должны производиться не за счет печатания денег и продажи предприятий, а за счет реструктуризации финансовых потоков и их перераспределения. К этим мерам я отношу введение не только жесткого налога на роскошь, но и обложение существенным налогом тех олигархов, которые разбогатели на задарма доставшихся (благодаря близости к власти) объектах общенародной собственности. Налог на доходы от таких объектов должен начисляться в значительно большем размере, чем на тех предприятиях, которые создавались с нуля. Следует ввести, наконец, и налог на недвижимость, на скупленные и неиспользуемые по их целевому назначению земли (предлагаю введение “компенсационного” налога). Не используешь земли сельхозназначения, изменил их “профиль” — плати в бюджет ежегодно компенсацию в сумме причиненного обществу ущерба. Надо обеспечить развитие экономической конкуренции, поднять средний бизнес, по уровню развития которого мы безнадежно отстаем от нормальных стран.

Альтернатива  антиинфляционному  убожеству

Таким образом, у нас есть не только лучшие в Европе черноземы, но и колоссальные потенциальные резервы для того, чтобы, в отличие от других государств, также подверженных инфляционным процессам, не только кардинально побороть инфляцию, но и резко поднять благосостояние большей части народа. Именно тех, кто живет на зарплату и пенсию.

Глядя на эти проблемы, можно составить адекватный список их решений. Это — программы энергосбережения, реформирования государственной власти, сокращения ее непродуктивной части (а это, как показывают результаты моего исследования, ликвидация более 70 процентов нынешних госструктур). Готов предоставить соответствующий проект реформирования и расходов. Сэкономить государственные ресурсы помогли бы и программы нейтрализации коррупции, ликвидации преступных посреднических схем, введение жесткого контроля над потреблением, внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство. Такого рода программы легко трансформируются в форму законов, постановлений правительства, которые и могли бы составить антиинфляционный пакет нормативных документов. И которые абсолютно не похожи на антиинфляционное убожество, представленное правительством в парламент.

Наш  труженик  должен  получать  больше!

В результате реализации названных мер не только достигается нулевая инфляция, но и возрастает, повторяю, уровень благосостояния большей части народа. В несколько раз! Одним из современных мифов являются рассуждения о том, что украинцам нельзя повышать зарплату без значительного увеличения производительности их труда. Чушь!.. Кто сказал, что нынешняя зарплата соответствует производительности нашего труда? За рубежом за точно такую же работу нашему соотечественнику платят в несколько раз больше. Даже нелегалу. Деньги в стране есть, но они несправедливо распределяются и расходуются. Например, на содержание виртуальных министерств и ведомств. Почему виртуальных? Потому что они отличаются только вывесками. Суть всех нынешних ведомств одна — средство разворовывания бюджетных денег...

Без  «лечения» 
Конституции  не  обойтись

И еще. Существенных перемен, безусловно, не добиться, если не привести в порядок Основной Закон — Конституцию. Много важного содержится в проекте, разработанном КПУ. Выскажу и свой взгляд на проблему.

Итак, теперешняя власть хочет лишь одного: монопольного права распределять блага и назначать исполнителей для достижения своих целей. Не скажут ничего конструктивного народу ни Конституционный совет, ни любые другие юристы, занимающие должности  в госаппарате. И это понятно. Конституция Украины рассматривается властями как средство самосохранения и умножения вышеобозначенных прав. И посему изменения должны быть направлены на:

1) решение наиболее важных проблем дня;

2) установление жесткой ответственности властей предержащих (как в  центре, так и на мес­тах) перед народом.

Что касается первого направления, то это, с одной стороны, введение на уровне Конституции запретов на продажу стратегических объектов, изменение целевого назначения рекреационных, заповедных земель, лесов и т.д. А с другой, установление возможности возвращения любого из ранее принадлежавших государству объектов (предприятия или земли) в госсобственность.

Зачем вводить это на уровне Консти­туции? Потому, что без решения этих проблем уже сегодня невозможно обеспечение национальной безопасности, сохранение экологического равновесия, сохранение самой государственности и нормальной жизни следующих поколений. Ну, и, конечно же, непринятие норм такого рода — это продолжение грабежа народа. Пример. Скупил олигарх за символическую плату, на украденные у народа средства, либо приватизировал задаром огромные площади вокруг Киева. Теперь “продавит” план строительства новой окружной дороги, и город должен будет выкупать у него эти земли по бешеным ценам. И ведь это наши деньги.

И еще. Относительно второго направления. Народу надо предоставить право на конкурентное (недорогое, как в Европе, но результативное), а также ответственное правительство (имеются в виду все ветви центральной и местной власти). И Конституция должна предусматривать политическую ответственность власти (обязанность уйти в отставку) за нарушение любых моральных норм, а также криминальную и имущественную ответственность — за нарушение законодательства действием либо бездействием.

Этими мыслями и хочу поделиться с читателем. А может, их заметят и отцы державы?

Алексей ЮЛДАШЕВ,

академик Национальной академии наук Украины.