№ 96 от 29 мая 2008 г.

Авария на «Краснолиманской»

Почти неделю держит Украину в напряжении ЧП на шахте “Краснолиманская”, что в Донецкой области. “РГ” уже информировала читателей об этой трагедии. Подробности, связанные с подземной катастрофой, нам сообщил вчера начальник информационного отдела предприятия Алексей Данилов.

— 23 МАЯ на государственном предприятии “Угольная компания “Краснолиманская” в подготовительном забое вентиляционного ходка 2-й западной лавы “засбросовой” части пласта Lз произошел внезапный выброс угля и газа. Случилось это в 3 часа 31 минуту, — сказал Алексей Степанович. — В этот момент в аварийной выработке находилось 14 человек. Получив травмы средней тяжести, трое из них вышли на дневную поверхность. Их тут же госпитализировали в Донецкую областную клиническую больницу имени Калинина. И сейчас состояние здоровья троих пострадавших стабильное.

Тяжело говорить о других шахтерах. Четверо горняков погибли, их тела подняты на поверхность и 25 мая похоронены. Судьба еще семерых угольщиков до сих пор остается неизвестной...

Для расследования причин и ликвидации последствий подземной аварии создана государственная комиссия. Ее работой руководит министр угольной промышленности Украины Виктор Полтавец. Создана также экспертная комиссия по специальному расследованию группового несчастного случая. Возглавляет ее директор Макеевского научно-исследовательского института Александр Брюханов.

Что представляет собой место, где случилась беда? Вентиляционный ходок, в котором случилось несчастье, проходил на глубине 845 метров по пласту мощностью 3 метра. Работы горняки вели с помощью проходческого комбайна КСП-32. Площадь поперечного сечения выработки составляла 19 квадратных метров. Для транспортировки горной массы применялся ленточный конвейер, а для доставки материалов и оборудования — монорельсовая дорога. Забой был оснащен аппаратурой газовой защиты и контроля воздуха — на шахте внедрена специальная противоаварийная система УТАС...

В такой обстановке и произошло ЧП. После внезапного выброса на протяжении 215 метров от забоя выработка оказалась засыпанной мелким углем с добавлением породы. Горная масса была перенасыщена метаном и перемешана с материалами, металлическими изделиями, деталями оборудования, конвейерной лентой, канатами. И это сильно затруднило использование техники для зачистки выработки. Кроме того, по заключению МакНИИ, угольная пылеобразная масса здесь склонна к самовозгоранию.

Положение чуть-чуть облегчало лишь одно обстоятельство. В верхней части выработки оставался проход высотой около полутора метров. Это и использовали для ускорения темпов уборки горной массы. Было решено вначале разгазировать выработку, поэтапно смонтировав в проходе для надежного проветривания необходимый вентиляционный став и еще один вентилятор. Проложили и второй вентиляционный став. А потом ввели в действие ленточный конвейер. В забой начало поступать больше свежего воздуха, концентрация метана в рудничной атмосфере снизилась до 0,4 процента, при допустимых Правилами безопасности 2 процентах...

В результате в течение третьей и четвертой смен 26 мая было зачищено 49 метров аварийной выработки. Всего же к утру следующего дня было зачищено 99 метров ходка. До забоя оставалось 116 метров.  Начались работы по разгазированию второго отрезка выработки — до самого конца.

В связи со стабилизацией содержания метана в исходящей воздушной струе органы Госгорпромнадзора с третьей смены 26 мая разрешили спуск в шахту работников предприятия, возобновили работы по добыче угля все четыре очистных забоя, конвейерный и колесный транспорт. А вот на аварийное крыло людей по-прежнему допускали только по специальному разрешению Госгорпромнадзора Украины.

27 мая в 11.30 состоялось заседание техсовета, руководимого председателем государственной комиссии по расследованию причин аварии Виктором Полтавцом. В работе совета приняли участие руководители ведущих профильных институтов, специалисты МакНИИ, ДонУГИ, Донгипрошахта, ВНИИГД, Академии наук, УкрВНИМИ, Укргеологии и других подразделений.

Рассмотрены вопросы продолжения поисково-спасательных работ, стратегические вопросы ликвидации последствий аварии. По результатам технического совета сделаны поручения ответственным работникам.

В течение 27 мая были выполнены следующие работы: в первую смену еще на 80 метров разгазирован тупик; во вторую и третью смены — смонтирован и введен в работу ленточный конвейер. Натяжная головка конвейера установлена на расстоянии 50 метров от забоя; в четвертую смену выполнены работы по уборке горной массы на протяжении 53 метров. Всего горная масса убрана уже на протяжении 152 метров. Осталось еще 63. Из них 22,5 метра — сплошной завал...